Недавно в Кыргызском Национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева открылась выставка «Феминнале современного искусства». Экспозиция посвящена экономической эксплуатации женщины в современном капиталистическом обществе.
Выставка, в том числе, проводится в память о 17 женщинах, которые три года назад, 27 августа 2016 года, сгорели на типографском складе в Москве. 14 из них были трудовыми мигрантками из Кыргызстана.
Само событие успело стать «скандальным» из-за перформанса датской художницы Julie Savery, выступившей в рамках выставки в обнажённом виде. Целью художницы, по её словам, был привлечение внимания к проблемам секс-работниц.
Разумеется, такая крамольная вещь, как голое женское тело, немедленно возмутила местную группу «профессиональных кыргызов» — ультраправую организацию под названием «Кырк Чоро», славную своим неподдельным интересом к феминистским мероприятиям. Настоящие патриоты, борющиеся за кыргызские традиции и общественную мораль, не преминули трусливо написать несколько кляуз в министерство культуры с требованием полностью закрыть выставку (и извиниться!), попутно оказывая давление на организаторок, дежуря около входа с плётками и явно выражая намерение пустить их в ход.
В числе былинных подвигов этой шайки есть прямые угрозы срыва ежегодного женского марша, проходящего 8 марта в Бишкеке и прочие акции разной степени мерзости.
В результате, под давлением сверху, оставить свой пост пришлось руководительнице музея Мире Джангарчиевой. По ее словам, она пошла на такой шаг чтобы «уберечь сотрудников музея и организаторов 1-й Феминалле современного искусства от угроз и физической расправы со стороны ультраправых».
А вот министр культуры КР Азамат Жаманкулов, напротив, солидаризировался с «Кырк Чоро», выразив свою позицию за весьма пространными бюрократическими формулировками.
Что важно в этой истории? Оставляя за скобками художественную ценность выставки (всё же мы не являемся искусствоведами), можно чётко обозначить несколько вещей:
1. В Кыргызстане, несмотря на видимую аполитичность населения, оформляются откровенно правые группировки, которые уже сегодня имеют некоторое влияние, в том числе и на власть. Это довольно тревожный звонок для левых прогрессивных сил, требующий активной работы и консолидации усилий по противостоянию правой реакции. В ином случае Кыргызстан ждет бескровная победа «коричневых» и стремительный дрейф всего общества к фашистским порядкам, как это произошло, к примеру, в Украине.
2. Именно по таким событиям проходят разломы в обществе, деля его на откровенных реакционеров и людей прогрессивных взглядов. И смотря на отклик тех или иных групп, довольно просто выявить тех, кто тащит общество назад, являясь самой серьёзной преградой на пути к, в том числе, и революционным изменениям.
Ну а мы можем лишь призвать вас поддержать феминистскую выставку в музее ИЗО своим посещением и проявлением солидарности. Феминизм — неотъемлемая часть левого социалистического движения и всегда ею будет.
9 декабря эта история получила неожиданное, но вполне закономерное продолжение. В числе реакций на нашу публикацию, где подобные нападки были однозначно интерпретированы как проявление правых тенденций в обществе, звучали мнения и о том, что речь идёт вовсе не неком повороте «вправо», а о обычной буржуазной консервативной реакции на чересчур смелые экспонаты.
И хотя эта позиция совершенно не выдерживает критики, «Кырк Чоро» и им сочувствующие подкинули еще один информационный повод, окончательно расставив все точки над i в этом вопросе. Защитники традиционных ценностей 9 декабря провели акцию с названием «Белгилуу маршрут. Укуктан биринчи улут турат» (с переводе с кыргызского «Известный маршрут. Нация выше прав»). Скорее всего, в силу ограниченных умственных способностей, организаторы акции и сами не поняли, насколько явному разоблачению они себя подвергли одной этой фразой, явно имеющей нездоровый коричневый запашок. На фоне откровенно фашистского лозунга, сама акция изрядно потеряла в блеске, представляя из себя поездку на автобусах, украшенных правыми традиционалистскими лозунгами, с ряжеными в национальную кыргызскую одежду женщинами.
Надеемся и верим, что это выдающееся саморазоблачение раз и навсегда покончит с «левыми», не желающими марать руки о «буржуазный феминизм», не способными отличить красное от коричневого и лишёнными смелости занять чёткую позицию в конфликте.
02.12.2019
↑