Мы должны соединить революционную борьбу против капитализма с революционной программой и тактикой по отношению ко всем демократическим требованиям: и республики, и милиции, и выбора чиновников народом, и равноправия женщин, и самоопределения наций и т. д.
В.И. Ленин
Последние несколько лет ежегодно в Бишкеке в Международный женский день проводится так называемый Женский марш: мирное шествие, призванное обратить внимание на права женщин в Кыргызстане, которые, увы, с каждым годом нарушаются всё больше и больше. Начало этого года ознаменовалось рядом жесточайших преступлений, связанных с семейным насилием, которые в очередной раз подтвердили усиливающуюся тенденцию к архаизации общества, к патриархальности, к усилению неравенства между мужчинами и женщинами.
И такое, казалось бы, лишённое любого радикализма, опасности для органов власти, в котором практически отсутствуют политические лозунги ежегодно становится центральным событием общественной жизни, и вызывает, увы, крайне агрессивную реакцию со стороны властей и нарождающихся низовых правых группировок.
Марш 2020 года стал очередным тому подтверждением и закончился унизительным для всего гражданского общества в Кыргызстане происшествием. На марш было совершено спланированное нападение группы лиц из организации «Кырк Чоро», при полном попустительстве сотрудников милиции и МВД, которые в большом количестве присутствовали на мероприятии, что очень хорошо видно на многочисленных видеороликах с места событий. Более того, после нападения стали происходить и вовсе очень странные вещи: начали происходить задержания участниц и участников марша, а вовсе не нападавших. Задержания проводились под предлогом недопущения стычек и обеспечения безопасности всех участников, что, само собой, является настоящим абсурдом, так как все агрессоры благополучно покинули место происшествия без каких либо препятствий со стороны сотрудников МВД. Хорошо видно, как милиция чуть ли не помогает «Кырк Чоро» в разгроме демонстрации, состоящей в основном из женщин и не оказывающей никакого сопротивления.
Таким образом «Кырк Чоро» и им подобные становятся настоящим гражданским цензором, появляясь на всех мероприятиях, носящих какую-либо прогрессивную повестку: права женщин, права трудящихся, митинги против коррупции и т. д. И уже сейчас они не стесняются применять силу, чувствуя свою полную безнаказанность. Также хорошо заметно и то, что в средствах движение не нуждается: на каждое мероприятие «чорошники» приезжают на специально арендованных автобусах, а лидеры движения профессионально занимаются этой активистской деятельностью, очевидно кем-то оплачиваемой.
И хотя организация их движения носит, безусловно, контролируемый и управляемый характер, это вовсе не отменяет того факта, что значительная часть общества с готовностью разделяет подобные шовинистские взгляды, а изначальное их складывание произошло естественным путем: многие помнят и мигрантские группы, нападающие на своих соотечественниц в России из-за того что они встречаются с не-кыргызами, помнят и нападения на бордели в Бишкеке, с целью придать огласке личности работающих там девушек. Потому деятельность «Кырк Чоро» находит достаточно широкий отклик среди населения, образуя прочный сплав из шовинизма, консерватизма, национализма и ксенофобии поддерживаемых государством.
Повторная акция 10 марта
Само собой, столь наглое нападение на женский марш не могло не вызвать народного возмущения прогрессивной части общественности, которое сформировалось в виде стихийной акции, прошедшей 10 марта, в подготовке которой еще ярче проявилось уродливое слияние власти и стихийно правых. Организаторы подверглись запугиванию и угрозам, которые поступали по телефону и в мессенджерах. Также были взломаны аккаунты администраторов групп, в которых происходила координация к маршу, а сами группы удалены. Причем взломаны они были, скорее всего, через перехват SMS у оператора связи, что указывает на причастность к этому людей на самом верху. Уже после завершения акции организаторы продолжают сталкиваться с давлением со стороны органов правопорядка.
Не можем мы не отметить и другой аспект прошедшей 10 марта акции: в качестве основной повестки была выбрана защита гражданских прав, а не защита прав женщин. Парадоксально что подобное направление для акции были сформировано самим феминистским движением, а именно организацией 8/365. Мы не можем не уважать это мнение, так как понимаем что, скорее всего, феминистским организациям виднее, как и что делать, нежели нам, людям со стороны. Однако согласиться с такой позицией мы никак не можем. 8 марта «чорошники» добились своего, добились того, что лозунги в поддержку женского движения были втоптаны в асфальт и не дошли до масс. 10 марта была возможность повторить их, повторить их гораздо громче и с большей народной поддержкой. Но эта возможность была отметена из-за занятой максималистской позиции, заключающейся в том, что это народное возмущение является точно таким же проявлением патриархальности. Ведь никак нельзя бить и задерживать женщин 8 марта.
Нам понятна логика такой позиции, но мы считаем её контрпродуктивной, так как права и проблемы женщин являются, в том числе, важной частью коммунистической повестки, и мы имеем мнение по этому вопросу. Мы живём не в идеологическом вакууме, а в сформировавшемся обществе, в котором женщина занимает крайне приниженное положение. Для огромного количества женщин, которые сталкиваются с насилием по всей стране, полезно любое внимание к их проблемам, так как их избивают, насилуют и убивают каждый день. Никто и никогда в секунду не изменит своих позиций, но уже сейчас любое пополнение в стане сочувствующих феминизму кыргызстанцев важно как воздух, учитывая тенденцию ситуации с положением женщин к ухудшению с каждым годом. И в данном случае эта принципиальность несёт больше вреда, чем пользы. Хуже всего, что это играет на руку и напавшим на Женский марш, так как своего они добились — лозунгов в поддержку женщин никто не увидел.
Вторым неочевидным моментом стала позиция, озвученная через лозунги с трибуны акции 10 марта организаторами акции. Львиная доля претензий была направлена в адрес милиции и органов правопорядка, не выполнивших должным образом свою работу по охране мирных собраний. Однако милиция — это всегда заложник ситуации, вынужденный исполнять приказы, спущенные сверху и чем больше мы будем не замечать систематичность этого явления, связанного с разгоном митингов, тем чаще мы будем сталкиваться с подобными вещами. Да, в идеальном мире, где есть разделенные ветви власти, правовое государство и независимость разных ведомств, наверное возможны проявления гражданской ответственности со стороны милицейских чинов, отказывающихся исполнять незаконные и аморальные приказы. Но живём мы не в идеальном мире, а в Кыргызстане, раздираемом классовыми противоречиями. И сегодня правящему классу, сконцентрировавшемуся вокруг богатств страны, максимально неприятны и страшны любые митинги и проявления гражданской активности, способные потенциально нарушить хрупкий баланс в кризисной стране. Бездействие милиции лишь следствие агрессии правых шовинистов, развернувшейся на широкую ногу в стране консервативной пропаганды и боязни власти за своё положение. Хочется задать вопрос: если бы 8 марта на площади после разгрома митинга все нападавшие были бы задержаны, неужели проблема была бы снята? Очевидно что нет.
В целом, акция 10 марта завершилась на довольно позитивной ноте, собрав даже в будний день большое количество людей и подарила некое чувство удовлетворённости по ее завершении. Однако не стоит слишком обманываться этим чувством — власть и правые одержали очередную победу. Они выполнили то, что обещали в 2019 году, угрожая разогнать женский марш и, вероятнее всего, они не остановятся и любые женские мероприятия, а позднее и все акции, неугодные власти и капиталу, будут атаковаться подобным образом. 8 марта, 1 мая, митинги против коррупции и беспредела как государства, так и капиталистов — всегда где-то на заднем фоне будут мелькать белоснежные калпаки провокаторов.
Для нас, как для коммунистов это крайне серьезный и опасный признак, который свидетельствует о том, что в Кыргызстане набирают силу правые настроения и складываются первые полноценные фашистские организации, причем происходит это ровно по таким же лекалам, как и в других странах имеющих фашистское прошлое. Общество — это продукт классовой борьбы, классовых отношений и практически всегда государство выступает на стороне класса привилегированного, сращивается с ним и защищает его интересы. Появление подобных цепных псов, вроде организации «Кырк Чоро», где слит воедино государственный и капиталистический интерес — это первый шаг становлению авторитарного фашистского режима, подавляющего простых людей: работников и работниц, фермеров и мелких предпринимателей, женщин и нац. меньшинств. О том как слит воедино государственный и капиталистический интерес в Кыргызстане знает практически любой: достаточно посмотреть на баснословные суммы, фигурирующие в коррупционных расследованиях, фигурантов которых с большим удовольствием «чорошники» защищают на антикоррупционных митингах. И чем больше мы будем игнорировать эту проблему, придавая ей эпизодический, временный характер, тем сильнее мы будем загонять себя в фашистское авторитарное болото. Сколь смешными бы не казались сейчас эти группы, с каждым годом они позволяют себе всё больше и больше, переходя от обычных угроз в соц.сетях к провокациям на местах, а от провокаций на местах к насилию и агрессии. И каждый раз всё это находит немалую поддержку.
Соответственно и сопротивление фашистским тенденциям должно носить вовсе не эпизодический характер, не быть стихийным уличным всплеском. Эта борьба должна быть каждодневной, упорной и целенаправленной и носить не только активистский, но и интеллектуальный характер. Капиталисты и государство обладают огромными возможностями по подавлению бесправного большинства, коим мы все и являемся. И только вооружившись теорией мы сможем это изменить, не уповая на случайное улучшение ситуации. Защищаться от организованного и запланированного давления можно только точно также.
Исторически одним из немногих типов подобных организаций являются политические кружки. Ярче всего эта традиция отражена в истории социалистического течения, в виде марксистских кружков. Целенаправленное изучение причин, почему кыргызстанское общество пришло к такому положению, поиск средств и возможностей по изменению этой ситуации, пропаганда своих взглядов и совместная долговременная работа ради результата — все эти задачи решает именно кружковая организация. Не партийная, так как партийная политическая система в Кыргызстане это симуляция, не в виде некоммерческих организаций, взгляды которых формируются финансовой конъюнктурой, а именно кружковая, базирующаяся на честной, альтруистической и бескорыстной основе.
Будущее не только Кыргызстана, но и всего мира это социализм. И КЫРГСОЦ, предлагает вам именно этот путь. Социалисты всегда были передовым флангом по борьбе с темнотой, патриархальностью, ксенофобией, шовинизмом и непосредственно с фашизмом, как конечной формой развития всех этих тенденций.
12.03.2020
↑