Оригинал статьи был первоначально опубликован в книге «Кыргызы» (Издательство: Наука, 2016 г. Серия: Народы и культуры)
Автор А. С. Кочкунов
В развитии кыргызской семьи, с начала систематической фиксации историко-этнографических данных о ней со второй половины XIX в., можно выделить три этапа. Первый — конец 60-х годов XIX — 20-е годы XX в., второй — 20-90-е годы XX в., третий — 1990-е годы по сегодняшний день.
На первом этапе своего развития семейно-брачные отношения носили традиционный характер, идеологической и культурной основой которого были патриархально-родовые, общинные, отчасти зарождающиеся феодальные отношения. С принятием российского подданства в жизни народа произошли заметные изменения, вызванные внедрением российского законодательства, которое особенно затронуло сферу административно-территориального управления, судопроизводства, повлияло на семейно-брачные отношения.
Присоединение кыргызских земель к России в целом и проникновение капиталистических отношений в натуральное хозяйство, рост частнособственнических интересов каждой брачной пары, продолжающийся процесс оседания ускорили распад неразделенных семей. На первых порах распавшиеся семьи сохраняли экономическую целостность, но по мере увеличения малых семей обособлялись окончательно, ввиду неудобства ведения общего хозяйства. Однако между родственными малыми семьями существовали тесные связи, в том числе кооперирование в выполнении отдельных видов хозяйства.
Типы семьи в советский период
Оглавление
Государственная собственность на средства производства, монополия одной коммунистической идеологии, ликвидация имущего класса и т.д. становятся социально-экономической, идейно-культурной основой преобразования всех сторон жизни народа, в том числе семьи и семейно-брачных отношений. Наряду с общей политикой раскрепощения женщин, установления брачного возраста были запрещены принудительная выдача замуж, умыкание невест, многоженство, калым и т.д. (Татыбекова, 1975). Преобразования сопровождались сопротивлением, в том числе вооруженными выступлениями. Противостояние с новой властью было особо драматичным в 1920-1930-е годы. Однако у кыргызов оно носило менее острый характер, чем у соседних оседлых народов региона — узбеков, таджиков. Отсутствие затворничества, паранджи, чачвана, свободное общение со сверстниками, открытое участие в семейных и общественных мероприятиях, спортивных играх, которое было характерно для положения женщин в кочевом социуме, способствовали постепенному приобщению кыргызок к общественному производству, повышению их культурного и образовательного уровня.
В советский период окончательно сформировался новый тип семьи — малая индивидуальная (нуклеарная) семья, которая имела следующие подтипы: несложная малая семья — супружеская пара с детьми (соответствие нуклеарной,
простой), ее вариант — супружеская пара без детей; сложная малая семья — супружеская пара с детьми и одним из родителей этой пары или с другими родственниками; неполная малая семья — вдова или разведенная женщина с детьми, вдовец или разведенный мужчина с детьми. Другие виды малой семьи — супружеская пара пожилых людей с внуками; а также семьи детей без родителей. Кроме того, хотя и редко, встречались семьи, где глава семьи имел двух жен.
Другим типом семьи советского периода была семья неразделенная. У кыргызов она существовала в двух основных подтипах: неразделенная отцовская семья и неразделенная семья братьев. Отцовская семья также имела варианты: супруги с одним женатым сыном (с другими малолетними детьми или без них); супружеская пара с двумя женатыми сыновьями (и с не состоящими в браке детьми или родственниками).
В развитии семьи на этом этапе примечательным является формирование городского кыргызского населения и соответственно семьи горожан (Каракеева, 1981). Впрочем, такие семьи продолжали сохранять многие элементы традиционной семьи: поддерживать родственные связи с сельскими семьями, иметь хозяйство на селе, переданное в доверительное управления родичам, проводить каникулярное время в селе. Большинство кыргызов продолжали жить в сельских районах республики.
В городских семьях преобладающей формой так же являлась простая (малая) семья, состоящая из одной супружеской пары с детьми или без них (Каракеева, 1981. С. 32).
Для сельских семей 1970-х — начала 1990-х годов характерно традиционное расселение родственных семей — дом сына или сыновей рядом с родительским домом или на одной улице. Такие семьи были зарегистрированы как отдельные, самостоятельные хозяйства, однако их внутренняя жизнь чаще протекала совместно. Сын со своей семьей питались как у себя, так и у отца, зачастую ужинали вместе. Невестка одинаково выполняла домашние обязанности как у себя, так и в доме свекра. Во многих случаях такие семьи имели общий бюджет, единую кассу. Во главе каждой семьи стоял мужчина. Однако общее руководство жизнью обеих семей обычно принадлежало сыну, особенно при пожилых или потерявших трудовую активность родителях. Формально эти семьи считались самостоятельными, фактически они — типичные сложные, приспособившиеся к новым социально-экономическим условиям и характеру расселения. Именно такой тип семьи был характерен для тогдашнего села. Каждая семья старалась поселиться рядом с родственными семьями: сын рядом с отцом, брат — с братом и т.д.
В структуре семьи встречались варианты, когда молодые супружеские пары передавали детей на воспитание родителям, это носило характер помощи старшего поколения молодым парам, занятым в производстве. В современных условиях эта тенденция актуализирована в связи с массовой трудовой миграцией молодежи, в том числе молодых брачных пар.
В советский период появились неполные семьи. По данным переписи 1979 г. в Киргизской ССР в целом неполные малые семьи составляли 10,3%.
Однако в материалах той переписи неполные семьи показаны не дифференцированно, поэтому установить процентное соотношение семей, в которых дети жили с матерью или с отцом, невозможно. Во всяком случае, исходя из наших исследований, доля семей, где дети живут с матерью, выше. Подавляющее большинство матерей в неполных семьях старше 45 лет, многие — вдовы. Среди молодых матерей-одиночек в одинаковой степени встречались и вдовы, и разведенные. Последнее обстоятельство примечательно. В традиционной семье конца XIX — начала XX в. по обычаю левирата женщины молодых и средних лет после смерти мужа оставались в его семье, выходя замуж за одного из его братьев. В условиях социалистического строя традиции, на которых зиждился архаический обычай принудительного брака вдовы, были утрачены. Семьи вдов стали независимыми от родственников мужа.
В тот период неполных малых семей, где дети жили с отцом, сравнительно мало. В своем большинстве они стали результатом смерти жены и очень редко, из-за развода.
Неполные малые семьи в соответствии с советским законодательством получали моральную и материальную поддержку со стороны государства (социальные выплаты по случаю потери кормильца, первоочередное устройство детей в дошкольные учреждения, бесплатное или льготное обеспечение предметами первой необходимости, квартирой и др.).
Таким образом, в советский период принципиально новый тип семьи мог существовать без опеки и поддержки со стороны родственников мужа, получая гарантированные советским государством социальные блага. Тем не менее, сохраняя связи с родственниками мужа, матери-одиночки получали от них существенную поддержку.
Второй тип семей — неразделенные — состояли в основном из двух, реже трех супружеских пар. Распространенным подтипом такой семьи была отцовская неразделенная семья. Неразделенные семьи, в отличие от малых, имели некоторые специфические черты, во многом характерные для традиции патриархальных большесемейных организаций. Это — совместное проживание в одном доме (в прошлом такая семья жила в нескольких рядом стоящих юртах), общее хозяйство на выделенных каждой семейной паре приусадебных участках, общий семейный бюджет, ярко выраженное лидерство главы семьи — мужчины, более строгое, чем в малых семьях, соблюдение половозрастного принципа разделения труда в домашнем хозяйстве. Главой в таких семьях всегда являлся отец.
Причинами сравнительной устойчивости неразделенных семей являлись как морально-нравственные, так и некоторые экономические и социальные факторы. Одной из главных следует считать прочное сохранение традиции совместного проживания родителей и женатого сына, включая опеку над престарелыми родителями со стороны детей, обязательную для взрослых сыновей повседневную помощь, заботу о содержании родителей, вплоть до их смерти. Сохранению неразделенных семей способствовали и некоторые экономические факторы в условиях советского хозяйства, в первую очередь — разделение производственного труда в условиях отгонного животноводства: в неразделенных семьях обычно одна брачная пара (чаще — старшая) работала вдалеке, на отгонных пастбищах, и тогда их дети оставались на попечении других членов семьи. Однако не следует преувеличивать роль отгонного горного животноводства в сохранении неразделенных семей. В тогдашней семейной структуре рабочих и колхозников-животноводов преобладали не неразделенные, а малые семьи. Этот факт в значительной степени объясняется заботой тогдашнего советского государства о детях, чьи родители заняты в животноводстве. Семьи животноводов пользовались услугами школ-интернатов, дошкольных учреждений, летних пионерских лагерей и т.д., куда устраивали своих детей, отправляясь с общественным скотом на отгонные пастбища.
К социальным факторам, способствующим устойчивости неразделенной семьи, следует отнести помощь старшего поколения и старших детей в уходе за младшими детьми и в воспитании, что давало возможность невестке участвовать в производственном труде.
Что касается братских неразделенных семей, то они подвержены всяким семейным конфликтам, возникающим при разных жизненных ситуациях между братьями и их женами. При обострении противоречий такие семьи быстро распадаются. Бытует мнение, что родным братьям следует жить раздельным хозяйством. Одна из причин этого, очевидно, является отсутствие в братской семье цементирующего ядра — родителей, без мудрости и такта которых в решении семейных вопросов при серьезных столкновениях интересов, характеров, ссорах жен в семьях братьев появляется трещина, постепенно приводящая к их распаду.
Размер семьи
В результате повышения благосостояния народа, коренного улучшения материального положения семей, создания системы здравоохранения, осуществления политики защиты материнства и детства значительно снизился уровень детской смертности, что привело к увеличению численного состава семей. Средний размер семьи кыргызов-горожан был равен 4,8, сельчан — 5,8 человека (по данным 1979 г.). Однако в региональном разрезе и по типам семей имелись различия. Например, средний размер малых семей в Иссык-Кульской области составляли 5,8, неразделенных — 7,3 человека (в селах совхоза «Оргочор»), в Нарынской области соответственно 6,9 и 8,4 (в селах колхоза «Джаны — Талап»), в Ошской области соответственно 6,8 и 8,6 человека (в селах колхоза «Россия»).
В 1970-1979 гг. средний размер семьи увеличился в Киргизской ССР с 5,1 до 5,3 человека, у кыргызов — 5,8 (Вестник статистики. 1983. С. 68). Среднее число детей на семью — до 5 человек, иногда и больше.
В советский период произошли изменения также во взгляде на оптимальное количество детей в семье. Если старшее поколение желательным считало иметь 10 и более детей, то молодое поколение предпочитало 6 детей. Такую установку объясняли желанием создать необходимые условия для всестороннего и гармоничного развития, удовлетворить материальные и духовные запросы детей. Помимо этого, одной из основных причин, стимулирующих регулирование рождаемости в 1970-1980-е годы, являлись активная общественная и производственная деятельность женщин, повышение их образования, изменение духовных потребностей семьи. Таким образом, у кыргызок сформировалась репродуктивная установка на среднедетность.
Семейные отношения
Женщины преобладали в таких сферах общественного производства, как здравоохранение, образование, культура, торговля, коммунальные услуги и т.д. Немало женщин трудилось в научно-исследовательских учреждениях, инженерно-конструкторских лабораториях. Эти и другие факторы изменили положение женщины. Наравне с мужем она добывала материальные средства для содержания семьи, родственников, что повышало ее авторитет. На фоне таких трансформаций существенно изменилась роль главы семьи; «…исчезла его традиционная функция единоличного распорядителя бюджета семьи, доходная часть которого включает заработки всех работающих членов семьи, в том числе его жены» (Семейный быт… С.491). Однако позиция мужчины, как главы семьи, не была утрачена окончательно. Он по-прежнему считался ответственным за состояние дел в семье, был основной фигурой защиты морально-нравственных ценностей семьи, связующим элементом в семейно-родственных отношениях. Авторитарность во внутрисемейных отношениях была в большей степени характерна для сельских семей, нежели городских, что было вызвано сохранением традиционных установок в сельских районах республики. Однако тенденция, когда в реальной жизни функции главы семьи в равной мере выполняли оба супруга, имела устойчивый характер. Это особенно проявлялось в молодых семьях. В них бюджетом управляют вместе, ни один из крупных семейных вопросов не решается без участия и согласия жены.
В советский период более раскрепощенными стали отношения между родителями и детьми, между поколениями в семье. Обсуждение различных вопросов в кругу семьи стало обычным явлением. Детям было предоставлено больше свободы в праве выбора места учебы, профессиональной деятельности, в определении жизненного пути. Тем не менее родители по-прежнему имели влияние на поведение детей, дети прислушивались к их мнению, принимали во внимание их советы. Такие отношения особенно характерны для сельских семей.
В семьях разных типов отношения между детьми и родителями складываются неодинаково. В несложных малых семьях обычными стали ласки и баловство детей, муж часто помогает жене в уходе за детьми. В неразделенных же семьях сохраняются некоторые консервативные обычаи: стесненность молодых брачных пар в общении с собственными детьми, половая сегрегация в выполнении обязанностей по домохозяйству, соблюдение некоторых видов запрета и обычая избегания и т.д.
Брачные обычаи и новации
Как и прежде, основой создания семьи был брак. Заключение брака происходило на базе советского гражданского законодательства с обязательной регистрацией в органах ЗАГСа. Многие традиционные обычаи и обряды, предшествовавшие бракосочетанию, отчасти были утрачены окончательно, отчасти видоизменились. Так, отменена выдача девочек замуж в раннем возрасте, ушли в прошлое архаичные формы левиратного и сороратного браков, потерял актуальность сговор еще не родившихся детей и т.д. Выкуп за невесту — калым, хотя и был запрещен советским законодательством, все же сохранился, приобретя символический характер. Он был ограничен преимущественно одной головой крупного скота, двумя-тремя овцами, несколькими ящиками спиртных напитков, включал кондитерские изделия, дорогую одежду, деньги.
Если в досоветский период развития семейно-брачных отношений главная свадебная церемония проходила в айыле невесты, то в советский период — в доме жениха. Традиционный свадебный ритуал был заменен так называемыми комсомольскими свадьбами: проведение свадьбы в общественном здании (столовая, кафе) или во дворе дома с участием родственников, трудового коллектива, представителей администрации, где трудились молодожены. На таких свадебных застольях подавались разнообразные блюда как национальной, так и европейской кухни, разливались спиртные напитки, поднимались тосты, действо сопровождалось музыкой и танцами.
В традиционный период этнически смешанные браки встречались крайне редко. В советское время, в результате влияния новых социально-культурных факторов, такие браки стали обычным явлением. Так, по переписи населения 1979 г. в Киргизской ССР национально-смешанные семьи составляли от общего числа семей 15,4% (по СССР 13,5%). Из общего числа национально-смешанных браков чаще всего встречались кыргызско-узбекские-русские-татарские-украинские и др. В городах кыргызы часто вступали в смешанные браки с русскими, татарами, в сельских районах — с узбеками. На девушках другой национальности женились в основном мужчины-кыргызы. Юноши знакомились с будущими женами из других районов Советского Союза во время учебы, в период службы в рядах Советской армии или же работы на ударных народнохозяйственных объектах страны. Национально-смешанные семьи становились важными каналами межэтнической, межкультурной коммуникации.
В жизни как городской, так и сельской кыргызской семьи связи с родственниками, родственными семьями имели принципиальное значение. По-прежнему родство по отцовской линии являлось основным, родственные отношения семьи, ее членов вращались вокруг родни мужа. Однако принципиально новым явлением стало активное участие в жизни, в том числе повседневной, семьи родственников по материнской линии. Женщины стали чаще навещать родителей, отдавать своих детей им на воспитание, оказывать материальную помощь родителям, братьям и сестрам и т.д. Столь близкие отношения жены со своими родственниками порой создавали конфликтные ситуации в семье, протест со стороны мужа. Однако эта тенденция имела устойчивый характер. Замужняя женщина все более тесно общалась со своей родней, помимо помощи, могла участвовать в принятии решений, что категорически не допускалось в традиционном досоветском семейном укладе кыргызов.
Семейно-родственные группы
В советское время относительно устойчиво сохранились традиции образования семейно-родственных групп «бир атанын балдары» — «дети одного отца» (правильнее будет «предка»), хотя и в сильно трансформированном виде. Как правило, ячейки таких групп компактно живут в сельской местности. Однако в связи с развитием сельских поселений и образованием новых улиц молодые семьи — члены той или иной группы поселяются отдельно, что в некоторой степени ослабляет былое единство. В целом степень сохранности семейно-родственных групп и ее внутригрупповая спаянность не везде одинакова. В моноэтничных кыргызских селах отдаленных районов группа «бир атанын балдары» сохранила традиционные функции, в частности, некоторые формы хозяйственного кооперирования (совместная обработка земли, уборка урожая, выполнение трудоемких видов работ при строительстве дома и др.), участие членов группы в обрядах семейного цикла, в воспитании детей и т.д. Особым единением они отличаются в дни похорон кого-нибудь из членов родственных семей. В селах со сложным этническим составом населения, с высоким уровнем интегрированности населения в агропромышленный сектор производства, влияние группы на семью минимально. В таких селах каждая семья имеет тесную связь только с узким кругом семей, самых близких по родству. Многие семьи, переехавшие в города, поддерживают слабую связь с группой, другие приезжают только по случаю смерти кого-нибудь из ее членов или передают установленный взнос на проведение похоронных мероприятий. Тем не менее городские семьи по мере возможности стараются сохранить связь с семейно-родственной группой. Умершего горожанина, как правило, хоронят на родовом кладбище в селе, рядом с могилами предков. Однако обычной становится практика захоронения в той местности, где настигла смерть.
Наряду с родственниками, все более заметную роль в жизни семьи играют друзья, товарищи по работе, учебе и т.д. На крупных семейных празднествах товарищам оказывается такое же уважение и внимание, как родственникам. На похоронах, поминках друзья участвуют наравне с родственниками, иногда принимают роль организаторов этих мероприятий. Между ними существуют разнообразные формы взаимопомощи.
Итоги развития семьи на этом этапе
Таким образом, в советский период преобразования в экономике, культуре и быту народа нашли отражение и в его первичной ячейке — семье. В процессе переустройства семейно-бытовой уклад не утратил национальные черты. Несмотря на преобладание малой семьи (с одной брачной парой), продолжают существовать сложные трехпоколенные семьи из супругов с детьми и одного из родителей мужа. Причиной сравнительно значительной доли таких семей следует считать сохранение обычая минората, согласно которому младших сыновей не выделяли, они должны были опекать престарелых родителей до конца жизни последних. Доля неразделенных семей, состоящих из нескольких супружеских пар и их потомства, постепенно сокращалась. Братские семьи (из двух или более братьев, живущих общим хозяйством) почти исчезли.
В целом ведущую роль в развитии кыргызской семьи в советский период играли многие народные традиции, обычаи и моральные принципы — такие, как трудовое воспитание детей, внушение им принципов честности и добросовестности, родственная взаимопомощь, забота о престарелых, уважение и привязанность к родителям и другие народные нравственные устои, среди которых огромное значение имела твердая установка на прочность семьи, отношение к ней, как к одной из главных ценностей в жизни человека.
Современный период
Развитие семьи и семейно-брачных отношений на третьем, постсоветском, этапе имеет свои особенности. Коренные изменения, произошедшие в советский период, отчасти получили дальнейшее развитие, а отчасти имеют характер возрождения консервативных традиций, а также не свойственные для семейных отношений традиционного периода новшества. Поскольку многие явления в современной семье не обрели устойчивые формы, можно лишь говорить о некоторых тенденциях.
Доминирующим типом семьи продолжает оставаться малая семья. По данным переписи населения 1999 г. нуклеарные (по формулировке переписи) семьи у городского населения Кыргызстана составляли 68,8%, у сельского — 69,9% к общему числу семей. Расширенные (по формулировке переписи «расширенные домохозяйства», что соответствует семье) семьи соответственно 26,1% и 29,4%. В 2009 г. — соответственно 64,2% и 60,9%, расширенные 29,9% и 38,1% (Перепись… 2011. С. 266-269). Таким образом, за десять межпереписных лет доля нуклеарных (моногамных) семей в республике сократилась, а доля расширенных семей выросла. Как показывают статистические данные переписей, такая тенденция характерна для всех областей и городов Бишкека и Оша. Это связано с социально-экономическими преобразованиями в стране после обретения государственной независимости, в частности, с развитием индивидуального предпринимательства, фермерства, а также — с трудовой миграцией. Эти обстоятельства вынуждали к объединению усилий, соответственно — к совместному проживанию, общим домохозяйством нескольких семей: родительской, сына или сыновей. Эта принципиально новая направленность в развитии семьи характерна как для городских, так и сельских семей.
Главная установка на многочисленность семьи в целом остается незыблемой. По данным республиканской переписей населения в 1999 и 2009 гг., средний размер семьи составлял соответственно 5,1 и 5,2 человека (4,7 и 5 человек — у всего населения республики), у сельских кыргызов — 5,4 и 5,6 (соответственно 5,2 и 5,5 человека у всего населения республики). Однако по этому показателю имеются региональные различия (они были и на советском этапе). Средний размер семей сельских кыргызов юга выглядит следующим образом: в Баткенской области в 1999 и 2009 гг. соответственно 5,3 и 5,7 человек, в Джалал-Абадской области — 5,4 и 5,7 человек. Ошской области — 5,7 и 6 человек, тогда как в Иссык-Кульской области — 4,8 и 4,8 человека, Нарынской области — 5,1 и 5,2 человека, Таласской области — 5,3 и 5,3 человека, Чуйской области — 4,7 и 4,7 человек (Перепись… 2011. С. 296-303). На различия размера семьи в региональном разрезе влияют ряд факторов этнокультурного, социально-экономического характера. Помимо сохранения традиционных установок на многодетность, на ее величину влияет обычай совместного проживания брачной пары с детьми или боковых (преимущественно по линии отца) родственников. Это хорошо видно из статистических данных. Интенсивные миграционные процессы в республике с 1990-х годов подвергли сильнейшей трансформации структуру кыргызской семьи. Появляются новые ее формы, где брачные пары живут только с внуками, или неполные семьи, где дети на длительный период остаются жить с одним из родителей; кроме того, растет число разводов. Увеличение доли расширенных семей и уменьшение доли нуклеарных (моногамных) — новая тенденция, результат адаптации к новым условиям жизни.
Коренным образом меняется статус главы семьи, что обусловлено приватизацией государственного в прошлом имущества и развитием предпринимательства, деловой активностью женщин. Мужчины, которые выполняли основную часть работы в сфере материального производства и, следовательно, зарабатывали больше, чем женщины, в условиях остановки промышленного сектора стали безработными или заняты на низкооплачиваемой работе. Растерянность и социальная апатия стали характерным психологическим состоянием многих мужчин. В этих условиях экономическую активность проявили женщины, которые освоили сферу услуг: торговую, бытовую, коммунальную, сферу образования и другие, создают различные производства. Так, значительно возросла роль женщины в семье. Теперь она не только добытчица средств существования, но и распорядительница семейного бюджета. Во многих современных семьях женщина является лидером.
Массовая миграция трудоспособной части населения, работа детей с раннего возраста приводят к перестройке внутрисемейных отношений. Дети отныне не только послушные исполнители родительских наказов и наставлений, но и наряду с родителями — добытчики средств существования, критики консервативных взглядов и подходов к современной действительности.
В современных семейно-брачных отношениях четко прослеживаются прагматизм и элементы коммерциализации, которые выражаются в выборе подходящего по общественному или деловому статусу брачного партнера и соответственно свойственников, в устройстве пышных и многолюдных семейных торжеств, попытке установления отношений с влиятельными семейными кланами и т.д. Налицо процесс сегментации семей на основе общественного, финансового, делового и другого положения.
Продолжают создаваться национально-смешанные семьи. По данным переписей населения Республики в 1999 г., национально-смешанные семьи составляли 10,8% всех семей, а в 2009 г. — 7,6%. Из общего количества смешанных семей там, где один из супругов кыргыз, составляют соответственно — 29,6% и 42,5%. Рост произошел за счет увеличения кыргызско-русских (или русско-кыргызских) семей. Если в 1999 г. такие семьи составляли около 14% от всего количества смешанных семей с участием кыргызов, то в 2009 г. их было уже 20,2%. Традиционный характер продолжают иметь кыргызско-казахские-узбекские-таджикские-уйгурские, а также — дунганские семьи. Принципиально новыми считаются появление национально-смешанных семей, где один из супругов — выходец из «дальнего зарубежья»: Турции, Китая, США, арабских, европейских стран.
Таким образом, постсоветский период развития кыргызской семьи принципиально отличается от предыдущего. В ее структуре происходят изменения, вызванные объективными социально-экономическими и культурными преобразованиями в стране.
04.12.2024
↑