Оригинал статьи был первоначально опубликован в книге «Кыргызы» (Издательство: Наука, 2016 г. Серия: Народы и культуры)
Авторы А. Джуманалиев, Т. И. Старусева
Одним из важнейших преобразований советской власти стало культурное строительство. Декрет Совнаркома Российской Федерации «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» в сентябре 1920 г. был принят Туркестанской АССР. При уездных и волостных отделах народного образования создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности и политпросветотделы, организовывались кружки, курсы и пункты ликбеза. Этот процесс активизировался после образования Киргизской автономной области, а затем и автономной республики. Первый букварь для взрослых, добровольное сообщество «Долой неграмотность» стали важными вехами культурно-просветительной работы. В 1928 г, был организован так называемый культпоход: повсеместно, даже в самых отдаленных населенных пунктах открывались школы для взрослых. С учетом местных условий появились специальные школы для женщин и передвижные — для скотоводов.
В связи с недостатком средств работа в ликбезе в основном проводилась на общественных началах, при этом не хватало учителей и учебных пособий как на кыргызском языке, так и на языках национальных меньшинств. Со второй половины 1930-х годов на преодоление неграмотности стали выделяться средства из государственного бюджета. В ходе кампании по ликвидации неграмотности издавались буквари, учебники, организовывались «культ-эстафеты», слеты, недели, декады, месячники и другие формы массовой работы среди населения. Наряду с успехами, наблюдались и негативные моменты: администрирование и нарушение законности, формализм. Дело усложнило реформирование национальной письменности. Только за первые 15 лет она была переведена с арабского алфавита на латинскую графику (1928 г.), затем с латинской — на кириллицу (1940 г.), т.е. переобучать население пришлось трижды.
В соответствии с Положением «О единой трудовой школе» и постановлением «О школах национальных меньшинств», принятым ВЦИК и Наркомпросом РСФСР в октябре 1918 г., создается новая система народного образования: вместо разнообразных типов и видов учебных заведений организуется единая трудовая школа с двумя ступенями и бесплатным обязательным обучением — совместным для мальчиков и девочек школьного возраста, причем независимо от их национальной принадлежности преподавание велось на родном языке.
Перестройка школ началась с Положения «Об организации дела народного образования в Туркестанской АССР» (6 декабря 1918 г.). На смену религиозным и новометодным мектебам, русско-туземным и различным типам русских школ пришло советское светское образование. Оно организовывалось при полном отсутствии материально-технической базы, квалифицированных национальных кадров, письменности на родном языке. Для подготовки учительских кадров открывались краткосрочные педагогические курсы. Уже в 1919 г. они начали работать в Пишпеке, Пржевальске, Верном и Ташкенте, а в следующем году 6-месячные курсы были организованы в Токмаке, Пишпеке и Пржевальске. Значительно увеличились ассигнования на культурное строительство в 1930-е годы. В 1940-е годы, несмотря на трудности военного времени, в республике систематически продолжалось обучение детей. Были введены 5-балльная система оценки успеваемости, экзамены на аттестат зрелости, награждение золотыми и серебряными медалями и выпускные экзамены в четвертых и седьмых классах. За пять послевоенных лет в республике был восстановлен довоенный уровень школьного образования. В 1950— 1960-х годах основное внимание уделялось всеобщему семилетнему, а затем (с 1959 г.) восьмилетнему обучению; в дальнейшем была поставлена задача обеспечить переход ко всеобщему среднему образованию.
Для ее реализации было необходимо расширить сеть школ, укрепить материальную базу, подготовить высококвалифицированные педагогические кадры. Для совершенствования системы народного образования перерабатывались школьные программы и учебники, использовалось заочное обучение. Все это позволило уже к концу 1970-х годов в основном завершить в республике переход к всеобщему среднему образованию. Однако, наряду с огромными достижениями в сфере школьного образования, имелись и серьезные недостатки. Так, не была установлена связь с производственной практикой, все программы и учебники по гуманитарным дисциплинам, а также учебно-воспитательная работа в школе были пронизаны господствовавшей идеологией.
В 1920-1930-е годы в республике открылись средние специальные учебные заведения, организованы два сельскохозяйственных и два педагогических техникума, Киргизский институт просвещения, впоследствие ставший настоящей кузницей кадров национальной интеллигенции. В октябре 1932 г. в столице республики открылся Киргизский педагогический институт и Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа (ВКСХШ), готовившая руководящих работников для районных партийных и советских органов, в начале следующего года открыт Зооветеринарный (с 1938 г. — Сельскохозяйственный) институт. Накануне Великой Отечественной войны функционировало уже шесть вузов. В послевоенный период открылись Киргизский государственный университет, Ошский, Пржевальский и Женский педагогический институты, Фрунзенский политехнический институт и Институт физической культуры, Институт искусств и Педагогический институт русского языка и литературы. Растущие потребности народного хозяйства обеспечивали десятки новых средних специальных учебных заведений.
В соответствии со специфическими условиями страны создаются такие культурно-просветительные учреждения, как красные юрты, чайханы, повозки, передвижные библиотеки; в деревнях — избы-читальни и красные уголки, а в городах — клубы и кинотеатры, дома дехканина; открываются специальные очаги культуры для женщин. Первый музей (ныне Исторический) был открыт летом 1926 г. В годы Великой Отечественной войны клубы, библиотеки и музеи республики проводили широкую агитационно-массовую работу в целях повышения обороноспособности страны.
В послевоенный период происходило расширение сети библиотек, клубов, музеев и киноустановок. В 1986 г. количество массовых библиотек увеличилось по сравнению с 1940 г. с 589 до 1847, клубных учреждений — с 574 до 1151, музеев — с 3 до 17, киноустановок с 213 до 1772; число посещений киносеансов возросло с 1772 до 24 202 тыс. человек (Нар. хоз-во Кирг. ССР. 1987. С. 200, 201).
Первая газета — «Пишпекский листок» (орган Пишпекского уездного Совета народных депутатов) вышла 9 марта 1918 г. В ноябре 1919 г. она была переименована в «Красное знамя труда», затем в «Красное знамя» (с апреля 1920 г.) и в 1922-1923 гг.- «Красное утро», кроме того, издавались уездные газеты, которые в связи с финансовыми трудностями в 1923 г. были закрыты.
В 1924 г. на основе арабской графики была разработана кыргызская письменность. Первая газета на кыргызском языке «Эркин Тоо» («Свободные горы»), вышедшая 7 ноября того же года, положила начало развитию национальной печати, книгоиздательского дела и профессиональной литературы (ныне это газета «Кыргыз туусу»), С организацией в 1926 г. Киргизского государственного издательства в республике налаживается книгоиздательское дело. Постепенно росло количество издаваемых книг, их объем и тираж. Так, если в 1940 г. в республике вышло 350 книг и брошюр, то в 1986 г. — уже 950, в том числе на кыргызском языке соответственно — 174 и 392 (Нар. хоз- во Кирг. ССР. 1987. С. 204). В 1950-х годах появляются новые издательства: «Мектеп» и «Илим», а позднее — «Адабият», специализирующиеся на издании учебной литературы на кыргызском языке, научных трудах и художественных произведениях. Кроме того, на кыргызском языке в большом количестве издавалась социально-экономическая и общественно-политическая литература.
Радио для горной республики являлось важным элементом общественно-политического, социально-экономического и культурного развития. В 1927 г. в г. Фрунзе был установлен первый радиоприемник, в 1931 г. сдан в эксплуатацию Фрунзенский радиоузел, а в конце 1933 г. запущена широковещательная станция. Киргизское телевидение первую свою передачу провело 7 ноября 1959 г. Через несколько лет были введены новые рубрики, открыт молодежный клуб, трибуны новаторов; усилилась политическая пропаганда; оперативнее стали освещаться успехи в развитии народного хозяйства; увеличился объем вещания, в том числе на кыргызском языке. К 1985 г. создается Ошская главная редакция радиовещания, а в 1988 г. завершается строительство аппаратно-студийного комплекса Фрунзенского телецентра.
В 1920-х годах начинаются археологические обследования исторических памятников, сбор этнографических материалов и фольклора, тогда же был записан со слов манасчы С. Орозбакова героический эпос «Манас». При Наркомпросе Туркестанской АССР в 1924 г. была организована Киргизская научная комиссия, занимавшаяся созданием национальной письменности и подготовкой к изданию лучших образцов устного народного творчества. В 1928 г. был создан Научно-исследовательский институт краеведения, реорганизованный позднее в Институт киргизского языка и письменности. Он разрабатывал орфографию, морфологию и синтаксис; занимался составлением словарей (терминологических, кыргызско-русского, русско-кыргызского), оформлением литературного языка. Над решением этих проблем успешно работали первый кыргызский ученый-лингвист К. Тыныстанов, известные тюркологи К. К. Юдахин, Е. Д. Поливанов и И. А. Батманов, а также X. Карасаев, Дж. Шукуров и др. Созданный в 1937 г. Комитет наук при правительстве республики развернул работу по накоплению материала для написания истории Киргизской ССР. Институт киргизского языка и письменности преобразовали в Научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, были организованы археологическая и этнографическая экспедиции; велся сбор архивных документов, письменных источников на русском языке; переводились тексты с китайского, арабского, персидского, древнетюркского языков, имеющие сведения по истории народа. В 1943 г. открылся Киргизский филиал Академии наук СССР, а в 1954 г. на его базе организовалась республиканская Академия наук.
Создание письменности на кыргызском языке, ее становление и развитие связаны с творчеством К. Тыныстанова, С. Карачева, А. Токомбаева, К. Баялинова, М. Токобаева и других кыргызских писателей. В 1930-е годы созидали такие талантливые поэты, как К. Маликов, Дж. Турусбеков, Дж. Боконбаев, Т. Уметалиев, Я. Шиваза, А. Осмонов, А. Токтомушев, а также прозаики: М. Элебаев, Д. Джантошев, Т. Сыдыкбеков, С. Сасыкбаев, У. Абдукаимов, драматурги: Р. Шукурбеков и К. Эшмамбетов; развивалась акынская поэзия благодаря Т. Сатылганову, Тоголоку Молдо, Б. Алыкулову, И. Шайбекову, К. Акиеву, О. Болебалаеву, А. Усенбаеву и др. В годы войны писатели республики создавали патриотические произведения различных жанров с призывом к защите Отечества и самоотверженному труду во имя победы. Во второй половине XX в. в кыргызскую литературу приходит новое поколение поэтов: С. Эралиев, С. Джусуев, Б. Сарногоев, Дж. Садыков, М. Абылкасымова, О. Султанова, прозаики: Н. Байтемиров, Ч. Айтматов, Ш. Бейшеналиев, Т. Касымбеков, О. Даникеев, А. Стамов, драматурги: Т. Абдумомунов, Б. Джакиев, М. Байджиев и др. Произведения Ч. Айтматова занимают особое место, став значительным вкладом в сокровищницу мировой литературы. Его творчество стало локомотивом дальнейшего развития почти всех направлений культуры и искусства. На основе произведений писателя создавались фильмы, музыка, театральные постановки. Так, по одноименной повести Ч. Айтматова композитором К. Молдобасановым создан балет-оратория «Материнское поле», который был удостоен Государственной премии СССР в 1976 г.
В годы советской власти произошло становление и развитие профессионального кыргызского искусства: театрального, музыкального, изобразительного и кинематографии. В 1926 г. была организована Киргизская музыкально-драматическая студия, ставшая и учебным заведением, и творческим коллективом, затем она была преобразована в государственный театр. В нем работали известные мастера сцены А. Боталиев, А. Куттубаев, Ш. Туменбаев, К. Эшимбеков и др. В 1936 г. на его базе создается Киргизская государственная филармония и Киргизский музыкально-драматический театр. Годы Великой Отечественной войны стали временем не только формирования Киргизского театра оперы и балета (1942 г.), но и творческого подъема. Постановки первого национального балета «Анар», произведений русской, советской и классической драматургии благотворно сказались на развитии музыкально-драматического искусства республики. В их числе была и музыкальная комедия А. Малдыбаева, М, Абдраева, А. Тулеева и А. Аманбаева «Ким кантти» («Кто что сделал») (Горина, 2010). В 1929 г. открывается Ошский узбекский музыкально-драматический театр, а в 1935 г. — Русский драматический театр и Театр юного зрителя. Во второй половине 1930-х годов из кружков художественной самодеятельности создаются колхозно-совхозные и областные театры. В 1941 г. на базе ТЮЗа был организован Киргизский государственный драматический театр. В 1986 г. восемь профессиональных театров, в том числе театры Оперы и балета, Драмы и музкомедии, Детские и Юного зрителя посетило 1466 тыс. человек, что свидетельствовало о повышении культурного уровня населения, его духовного развития (Нар. хоз-во Кирг. ССР. 1987. С. 203). Видными представителями национального театрального искусства были известные артисты М. Рыскулов, С. Кумушалиева, Д. Куюкова, С. Джаманов, Б. Кыдыкеева и многие др.
Кыргызская профессиональная музыка отличается широким диапазоном жанров — от песен-романсов до сложных симфонических произведений, оперы и балета. В ее развитие значительный вклад внесли А. Малдыбаев, М. Абдраев, А. Тулеев, А. Аманбаев, К. Молдобасанов, Н. Давлесов, Т. Эрматов, С. Медетов, В. Власов, В. Фере, П. Шубин, М. Раухвергер и многие др. Большой популярностью пользовался Киргизский государственный оркестр народных инструментов под управлением П. Ф. Шубина, в котором работали М. Куренкеев, К. Орозов, А. Усенбаев, М. Мусулманкулов, К. Акиев, М. Баетов, А. Огонбаев, И. Туманов, Ш. Термечиков и др. В 1939 г. была поставлена первая национальная опера «Ай-Чурек». В годы Великой Отечественной войны музыкальная жизнь республики продолжалась, широко развернулась военно-шефская работа, развивались опера и балет, ежегодно ставились новые национальные спектакли.
В 1946 г. В. Власовым, А. Малдыбаевым и В. Фере был создан Государственный гимн республики. Кыргызское профессиональное искусство получило широкое признание и высокую оценку на Второй декаде Киргизского искусства и литературы в Москве (1958 г.). За выдающиеся успехи в развитии театральной и музыкальной культуры Б. Бейшеналиевой, С. Кийизбаевой, М. Рыскулову присвоено почетное звание народный артист СССР, 320 человек награждены орденами и медалями СССР (Горина, 2010). В 1970-1980-е годы был создан целый ряд талантливых музыкальных произведений, в том числе 41 опера и 16 балетов; многие музыканты получили звание лауреатов республиканских и всесоюзных конкурсов.
У истоков национального изобразительного искусства стояли В. В. Образцов (с 1921 г.) и С. А. Чуйков. В ноябре 1933 г. в г. Фрунзе открылась первая республиканская художественная выставка и организовался Союз советских художников Киргизии под председательством А. Чуйкова. В годы войны художники республики не только выпускали злободневные агитплакаты, но и непосредственно участвовали в боевых действиях. В послевоенный период получают развитие самые разные виды изобразительного искусства, особенно живопись, графика, скульптура; первых успехов достигает монументально-декоративное искусство. Основная традиционная линия в живописи представлена творчеством С. Чуйкова, Г. Айтиева, С. Акылбекова, А. Игнатьева, Л. Дейманта, Ф. Стукошина, Д. Флекмана, А. Михалева, В. Горина. Приверженцами академизма стали A. Усубалиев, Дж. Кожахметов, К. Керимбеков; более новаторский характер носит творчество К. Аманкожоева. В развитии графики оставили свой след Л. Ильина, А. Михалев, А. Осташев, А. Шубин, А. Сгибнев, В. Гладков, Б. Джумабаев, Б. Кошоев и др. На рубеже 1970-1980-х годов и в годы независимости это искусство успешно осваивают Т. Курманов, В. Момуналиев, B. Бигдай, А. Баймырзаев, К. Жалалов, Ю. Шыгаев, Ж. Жакыпов и др. В инновационном духе проходили выставки 1980-х годов, значительное развитие в это время получает книжная иллюстрация. Особо следует отметить творчество лауреата Ленинской премии Т. Садыкова — ему принадлежит ряд скульптурных монументов.
Самый молодой вид искусства — кинематография — началась с организации в 1948 г. Фрунзенской студии кинохроники, выпустившей за годы войны более 100 номеров киножурнала «Советская Киргизия». В 1947 г. создан первый полнометражный документальный фильм с аналогичным названием, а затем выходили короткометражные киноочерки, киножурналы; кыргызские киноактеры снимались на центральных киностудиях страны. Благодаря совместному творчеству с Мосфильмом в 1955 г. был выпущен цветной кинофильм «Салтанат», получивший известность не только в стране, но и за рубежом. В 1956 г. Фрунзенская студия преобразуется в республиканскую студию художественно-документальных фильмов (позднее Киргизфильм). На ней был создан целый ряд кинолент, в том числе фильм-балет «Чолпон» с участием Б. Бейшеналиевой, У. Сарбагишева, Р. Чокоевой, а также «Легенды о ледяном сердце», «Токтогул» и др.
В 1955-1965 гг. с участием русских кинорежиссеров, операторов и других специалистов вышло более 10 художественных кинофильмов. В середине 1960-х годов в кинематограф пришли такие талантливые режиссеры, как М. Убукеев, Т. Океев, Б. Шамшиев, Г. Базаров, оператор К. Кыдыралиев и ряд др. Первым фильмом кыргызских режиссеров стала художественная лента «Трудная переправа» М. Убукеева, затем «Небо нашего детства», «Уркуя», «Улан» Т. Океева, «Выстрел на перевале Караш», «Белый пороход» Б. Шамшиева, «Материнское поле» Г. Базарова и многие др. Такие кинофильмы, как «Потомок белого барса» Т. Океева (1986 г.), «На перекрестке дорог» А. Суеркулова, «Пристанище для взрослых» Г. Базарова (1987) свидетельствуют о высоком профессиональном уровне кыргызских кинематографистов.
В советский период кыргызская культура достигла несомненных успехов, однако была чрезмерно идеологизирована, что в известной мере сковывало творческую инициативу ее деятелей.
Распад СССР и переход к рыночным отношениям, охвативший страну, кризис негативно отразился на состоянии культуры. Государство было не в состоянии, как прежде, оказывать поддержку профессиональному искусству, которое и само оказалось недостаточно подготовленным к переменам. Деятели культуры ощущали свою невостребованность и на время остались на обочине, что негативно сказалось не только на их экономическом, но и моральном состоянии. Несмотря на это и в трудные 1990-е годы появилось немало интересных, новаторских работ, являющихся плодом творческой активности писателей и поэтов, представителей разных видов профессионального искусства. С 2000-х годов положение в сфере культуры постепенно стало стабилизироваться, хотя посещаемость театров и музеев, к примеру, оставалась еще низкой.
Литература постсоветского периода представлена многими поэтическими сборниками и прозаическими произведениями. К их числу относятся поэзия С. Эралиева, О. Султанова, Ш. Дуйшеева и др. Роман С. Жусуева «Курманжан-Датка» и поэтический сборник Б. Сарногоева «Отчет сданный с перевала» был удостоен в 1998 г. Государственной премии им. Токтогула. Важнейшим событием культурной жизни явилось издание романа Ч. Айтматова «Тавро кассандры», получившего широкое признание в мире и переведенного на многие иностранные языки. Положительный отклик литературных критиков заслужили произведения О. Даникеева «Баскын», А. Жакыпбекова «Тенири Манас», К. Жусупова «Манас» (по мотивам одноименного эпоса), К. Жусубалиева «Холодные стены», К. Акматова «Годы вращающиеся вокруг солнца», М. Абакирова «Жестокий век» и многие др. Были опубликованы запрещенные в эпоху Советского Союза произведения Молдо Кылыча, Молдо Нияза, К. Тыныстанова и др. Т. Касымбеков переработал свой роман «Сломанный меч». Внимание читателей привлекли романы А. Рыскулова «Атакенин акболот», А. Саспаева «Шашкедеги кара туман» и других авторов.
Новый этап развития кинематографии непосредственно связан с фильмом «Селкинчек» А. Абдыкалыкова, выпущенным в прокат в 1993 г. В постсоветское время были сняты полнометражные фильмы «Неизвестный маршрут» Т. Бирназарова, «Боз салкын» Э. Абдыжапарова, документальный фильм «Кочевье» А. Суйундукова и М. Мамбетакунова и др. Многие из них участвовали в престижных международных фестивалях и номинированы на различные премии. Сейчас в республике помимо государственной функционируют частные киностудии, проводятся фестивали, в числе которых «Кыргызстан страна документальных фильмов». С 2012 г. ежегодно проходит вручение национальной премии Кыргызской Республики «Ак илбирс» в области кинематографии. Для стимулирования творчества нового поколения проводится также Форум молодого кино «Умут».
В изобразительном искусстве появились интересные произведения, пронизанные яркими чувствами. К их числу относятся художественные полотна: «Легенда» А. Биймырзаева, «На охоту» К. Давлетова, «Кочевница» Ю. Шыгаева и др. Развитие монументальной и станковой пластики связано с сочетанием опыта старшего поколения и творческого задора молодых художников. Создан ряд скульптурных памятников. На аллее основателей государственности установлены бюсты-памятники выдающихся деятелей.
В театральном искусстве рождается новое направление, характеризующееся сочетанием фольклорных форм и классики. В нем задействованы театральные, музыкальные, фольклорно-этнографические и другие международные проекты. Одна из позитивных инициатив Правительства Кыргызской Республики в 2000-е годы — создание Национально-культурного центра (НКЦ). Он занимался историко-культурным наследием, организуя фестивали, смотры-конкурсы профессиональных и самодеятельных коллективов, развивая как региональное, так и международное сотрудничество в сфере культуры. Театральные коллективы после некоторого затишья стали ставить спектакли по произведениям отечественных и зарубежных писателей, драматургов, участвовать в фестивалях. На ежегодно проводимом республиканском фестивале «Нооруз» представляют свое творческое мастерство и областные театры.
В годы суверенитета, несмотря на трудности, негативно влиявшие на развитие культуры и искусства, появились новые учреждения и центры. Так, например, в 1993 г. была образована Кыргызская национальная консерватория. Стал активно работать клуб «Айтыш», который поддерживал многих нынешних поэтов-импровизаторов и исполнителей народной музыки. Группа «Ордо-Сахна» и фольклорно-этнографический ансамбль «Камбаркан», функционирующий при республиканской филармонии, получили широкое признание в мире. Немало молодых талантов продолжают славные традиции, заложенные старшими поколениями в области классической музыки.
В республике прилагаются усилия по сохранению памятников традиционной культуры. В репрезентативный список «Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО» с участием Кыргызстана были включены проекты: «Искусство акынов, сказителей кыргызских эпосов» (2003 г.), «Празднование Нооруза» (многонациональная заявка, 2009 г.), «Искусство изготовления кыргызских традиционных войлочных ковров», «Ала-кийиз и Шырдак» (2012 г.), трилогия эпоса «Манас» (2013 г.), «Традиционные знания и навыки по изготовлению юрты» (совместно с Казахстаном, 2014 г.)
В 2009 г. в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО внесена священная гора Сулайман-Тоо. В 2014 г. городища Красная речка (Невакет), Ак-Бешим (Суяб) и Бурана (Баласагын), сыгравшие важную роль в торговом и культурном обмене между народами Азии и Европы в Средние века, также вошли в указанный список (Программа Развитие культуры… 2015).
Для пропаганды и популяризации Историко-культурного наследия на постоянной основе проводятся фестивали и конкурсы: «Всемирный фестиваль эпосов народов мира» (2006, 2011 гг.); Международный фестиваль ремесленного искусства «Оймо» (ежегодно с 2006 г.); Международный фестиваль акынов-импровизаторов «Айтыш»; Международный фестиваль-конкурс тюркоязычных стран «Иссык-Куль-2012», Конкурс «Эл ичи — өнөр кенчи» (ежегодно с 2005 г.), Конкурс «Сармерден» (2014 г.).
04.12.2024
↑