Оригинал статьи был первоначально опубликован на сайте Ревкульт
Автор: Артур Матиевский
Несколько недель назад немецкий парламент внес законопроект, согласно которому общественное движение BDS определяется как движение «антисемитское». За неимением конкретных примеров и фактов, обвинения ограничились лишь самыми общими фразами о «мрачных периодах немецкой истории», за которые немцам до сих пор стыдно, и о том, что подобное никогда не должно повториться. Дожили… Отныне демонстрантов, сторонников ненасильственного сопротивления политике апартеида приравнивают чуть ли не к нацистским палачам. В связи с этим, подумал я, самое время вспомнить об одной малочисленной, но весьма известной группе израильских леворадикалов, чьи взгляды на методы борьбы против колониализма выходили далеко за рамки мирных шествий и сбора петиций.
Компас еврейского антисионизма
История организации «Мацпен» (ивр. компас) берет начало приблизительно в 1962-м году, когда группа левых диссидентов — Акива Орр, Одед Пилавски, Моше Маховер и Йеремьяху Каплан были исключены из Коммунистической Партии Израиля за антипартийную деятельность. В чем заключались их разногласия с ЦК компартии на тот момент? Из воспоминаний Акивы Орр:
«По сути дела, наши трения с Маки (неофициальное название компартии Израиля) исходили из трех основных пунктов… Мы считали, что Гистадрут должен быть уничтожен, мы отрицали социалистический характер Советского Союза, и мы также утверждали, что ближневосточный конфликт коренится в положении палестинцев, и именно с ними нам в первую очередь стоит сотрудничать, а не с Нассером или Дамаском» 1.
Начнем по порядку. Гистадрут — это аббревиатура, которой называют сеть израильских профсоюзов. Он был основан в 1920 году, во время генерального конгресса еврейских рабочих в Палестине, пять тысяч из которых уже состояло в профсоюзе 2. Отталкиваясь от сионистских доктрин «борьбы за еврейский труд» и «борьбы за еврейскую землю», основатели Гистадрута ограничили членство в профсоюзах только для еврейских рабочих. Интернационализм — как и прочие идеалы, за которые обычно борются социалисты — не был присущ идеологам и практикам так называемого «левого сионизма».
В частности, еще до возникновения Израиля Гистадрут сыграл важную роль в обезземеливании палестинских крестьян после покупки земельных участков, обеспечивая в то же время рабочие места для, как они это называли, еврейского сектора. А десятилетиями длившиеся разговоры о том, что экономический сектор Гистадрута является некой предтечей для построения социализма, как и о том, что этот сектор принадлежит исключительно рабочим, рухнули после возникновения самого государства. Свое истинное лицо Гистадрут показал осенью 1951 года во время забастовки моряков в городе Хайфа. В данной баталии профсоюз (который, к слову, являлся по совместительству владельцем судоходной компании, на которой работали бастующие) оказался по разные стороны баррикад с возмущенными моряками. Давид Бен-Гурион, уже после того, как отдал приказ на жестокое подавление и арест бастующих, охарактеризовал события как «Преступную попытку врагов государства саботировать жизненно-важные артерии нации» 3.
Что же до Советского Союза, то здесь на будущих лидеров Мацпена оказали влияние минувшие в 1959 году события в Ираке и на Кубе. Коммунистическая Партия Ирака, после буржуазно- демократического переворота 14 июля, по указке большого брата из Москвы отказалась продолжать борьбу, что впоследствии обернулось репрессиями и физическим истреблением огромный части иракских коммунистов. Компартия Кубы — как известно, имевшая хорошие отношения с СССР — изначально отрицательно отнеслась к планам Кастро о партизанской войне и изменила свое отношение лишь тогда, когда дела герильерос пошли в гору:
«Для нас основным уроком из события на Кубе и в Ираке послужил тот факт, что коммунистическая партия больше не является революционной силой, даже в моменты, когда революционная ситуация на лицо»4.
Больше всего молодых студентов возмущало отсутствие возможности обсуждать подобные вопросы открыто, они откровенно замалчивались.
В первые пять лет своей деятельности Мацпен не проявлял какой-то особой активности, ограничиваясь теоретической работой и весьма нерегулярным выпуском политической газеты. К моменту войны 1967 года их деятельность сосредоточилась на анализе сионистской идеологии и ее роли в палестино-израильском конфликте. В их заявлении 5, опубликованном в считанные недели до войны написано, что суть конфликта заключается далеко не в абстрактной, «вечной вражде» между двумя народами. На протяжении многих веков до проникновения политического сионизма Палестина, да и весь Ближний Восток в целом был одним из немногих регионов, не знавших пресловутого евреененавистничества. Тем более, конфликт вспыхнул бы и в случае, если бы на месте еврейских поселенцев и палестинских крестьян были бы представители каких-либо других наций. Государство Израиль — продукт постепенной колонизации земель, во главе которой стояло сионистское движение. Колонизации, совершаемой под покровительством империализма и жертвой которой стали обычные палестинские труженики.
Решение конфликта мацпеновцы видели в «десионизации Израиля», заключающейся в массовом восстании и вооруженном свержении сионистского правительства вместе с последующей ликвидацией его институтов и правовой системы, а также признания права палестинских беженцев на возвращение домой. Безусловно, перспектива оказаться этническим меньшинством в буржуазном государстве во главе с арабскими националистами не особо прельщала еврейским массам, поэтому конечной целью предлагалась дальнейшая интеграция двух наций в единую ближневосточную федерацию, основанную на социалистических началах и равноправии всех населяющих ее народов. Поэтому, неоднократно заявляли лидеры организации — борьба арабо- еврейского рабочего класса Палестины против сионизма является лишь звеном, частью освобождения всего Ближнего Востока от реакционных режимов. Воззрения Мацпена на сионистскую идеологию являлись, пожалуй, главной отличительной особенностью этой организации в Израиле в период, предшествовавший «Шестидневной войне». Собственно, одной из причин их ухода из КПИ, о которой не упомянул Акива Орр, послужил тот факт, что в их глазах именно сионизм был преобладающим по значимости фактором израильской политики, нежели классическая «жажда наживы» правящей буржуазной верхушки. Непосредственно после войны печатный орган Мацпена был одной из немногочисленных левых издательств в Израиле, выступавших за безоговорочную деоккупацию завоеванных территорий, выражая поддержку движению палестинского сопротивления:
«Сопротивление и борьба за свою свободу — право каждого оккупированного и притесняемого народа. Выбор пути, средств и методов, необходимых и подходящих для этой борьбы должны быть определены именно жертвой оккупации. И было бы довольно лицемерно, будучи чужеземцем, особенно, если чужеземец является представителем народа-угнетателя, заниматься проповедями по типу «Так поступай, а так не смей» 6.
Очевидно, что, занимая подобную позицию члены организации моментально превратились в изгоев израильского общества. Ближе к концу шестидесятых слово «мацпеновец» превратилось в своего рода клише, характеризующее национал-предателя, еврея-самоненавистника и тому подобное. Молодежь, раздававшая листовки печатного органа возле университетов и общежитий, подвергалась нападению со стороны местных праворадикалов. Членов организации увольняли с работы, а 7 июня 1970 года на собрании правящей на тот момент лейбористской партии «Маарив» обсуждался вопрос об объявлении организации Мацпен вне закона. Голда Меир высказалась против подобного шага, руководствуясь, однако, не какими-то демократическими принципами, а предположением, что «в подполье мацпеновцы окажутся намного опаснее, нежели сейчас» 7.
Организация Мацпен просуществовала как единое целое всего десять лет, после чего, в конце 1972 года последовала волна арестов. Несколько видных членов получили длительные тюремные сроки за спланированное покушение на жизнь министра обороны Израиля — Моше Даяна и организацию ряда террористических актов на территории Израиля. Далее Мацпен и вовсе раскололся на мелкие фракции по разным идеологическим соображениям.
За относительно короткое время своей деятельности Мацпен не оказал какого-то значительного влияния на положение дел в регионе. Они не сыскали поддержки среди сытых и, в основном, довольных сионистской политикой еврейских масс. Ничего удивительного здесь нет, среднестатистического гражданина метрополии не особо тревожат ваши рассказы об аморальности системы. Он вполне лоялен по отношению к ней, и в этом плане ситуация с израильскими леворадикалами чем-то походит на историю городских партизан из Фракции Красной Армии. И те, и другие — отчаявшиеся одиночки, мировоззренческие отшельники.
Примечания
- Sarah Leibowitz, «The days of Matzpen», Hadashot, 20 November 1992
- Joseph Washitz, «The Arabs in Palestine» (in Hebrew), Sifriat Poalim, p.151.
- Striking Seamen Storm Haifa Jail; Seek to Release Sailors
- THE ANTI-ZIONIST MOVEMENT WITHIN ISRAEL: ITS ORIGIN, TRAVAILS AND GROWTH
- ISO central committee, «Statement on the Israeli-Arab Conflict» May 1967
- General Declaration by the ISO
- Ma´ariv, June 7, 1970
22.01.2025
↑